14.12.2016 162 Views

Поспешили: почему законопроект о лимите в 22 евро пришлось отозвать

Поспешили: почему законопроект о лимите в 22 евро пришлось отозвать

Попытка радикально снизить порог беспошлинной пересылки товаров из-за рубежа в Украину, активно поддерживаемая Государственной фискальной службой, с треском провалилась. Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ), неделю назад предложившая на законодательном уровне уменьшить сумму беспошлинных почтовых отправлений со 150 до 22 евро, буквально спустя два дня была вынуждена отозвать законопроект.

Документ вызвал резкую критику со стороны общественности и острые дебаты на рынке. На данный момент опрошенные Forbes эксперты и игроки рынка пересылок сходятся во мнении, что эта сфера, хотя и является широким полем для злоупотреблений, не может быть урегулирована одними только запретительными мерами финансового характера. Требуется комплексный пересмотр всего таможенного законодательства.

На сегодняшний день, согласно действующим нормам Таможенного кодекса Украины, граждане могут без уплаты налогов ввозить на территорию страны товары на сумму до 500 евро и получать посылки стоимостью до 150 евро. Инициаторы законопроекта подсчитали, что снижение порога беспошлинной пересылки до 22 евро позволит наполнить бюджет страны дополнительно на 4,7 млрд гривен, а также уравняет в условиях работы продавцов мелкой электроники. Оппоненты назвали это решение картельным сговором с целью подавить конкурентов.

Все равны?

По словам председателя АПИТУ Юрия Пероганича, для Ассоциации оказалась неожиданной столь негативная реакция общества. «Законопроект будут дорабатывать. Подобная норма в будущем будет введена согласно европейскому законодательству», – сказал он.

При похожих налогах стоимость товаров в Европе ниже [чем в Украине] в 2-2,5 раза. В Украине обязательна сертификация товаров. А в ЕС свободно продают и не платят за сертификацию одной партии несколько тысяч долларов. В Америке порог беспошлинного ввоза посылок, наоборот, увеличили с $200 до $800

Владислав Чечеткин, основатель интернет-магазина Rozetka

Еще 6 декабря глава ГФС Роман Насиров на пресс-конференции сообщил, что Государственная фискальная служба поддерживает предложение о значительном ужесточении налогообложения пересылки товаров и личного ввоза товаров гражданами. По его словам, практически вся мелкая электроника поступает напрямую украинскому потребителю без уплаты налогов. Кроме того, есть проблема и с приграничной торговлей – одни и те же граждане практически ежедневно перевозят через границу товары на сумму 500 евро.

Насиров уточнил, что сумму беспошлинных посылок должен установить Минфин. На момент публикации статьи ответ Министерства финансов на запрос Forbes об актуальной позиции министерства по данному вопросу получить не удалось.

Еще до отзыва законопроекта мнения участников рынка разделились. Те из них, кто входит в состав АПИТУ, акцентировали внимание, что подобная инициатива создаст равные условия для продавцов. «Если закон вступит в силу, украинские продавцы, которые платят местные налоги, и продавцы-нерезиденты будут поставлены в более равные условия. Речь идет не о запрете покупок за границей или о дискриминации иностранных магазинов, а о равных условиях для всех игроков», – сообщил Дмитрий Латанский, руководитель проекта Repka.ua.

Вместе с тем, продолжает Латанский, можно понять и покупателей, которые, делая сегодня покупку, например, в немецком интернет-магазине, освобождаются от уплаты НДС Германии (19%), но при этом не платят его и в Украине (20%). «Это очень удобно и выгодно, так как немцы в Германии платят налог, и украинцы в Украине платят налог, а вот украинцы, которые покупают в Германии, – получается, что нет», – размышляет он.

Владислав Чечеткин, основатель интернет-магазина Rozetka, придерживается несколько иного мнения. По его убеждению, корень проблемы лежит не в налогообложении, а в ценообразовании. «При похожих налогах стоимость товаров в Европе ниже [чем в Украине] в 2-2,5 раза. В Украине обязательна сертификация товаров. А в ЕС свободно продают товар и не платят за сертификацию одной партии несколько тысяч долларов. В Европе рынок 500 млн человек, и нет границ между странами. В Америке порог беспошлинного ввоза посылок, наоборот, увеличили с $200 до $800», – уточняет Чечеткин.

Кроме этого, по его словам, не стоит забывать и о нюансах валютного регулирования и таможенного оформления крупных партий товара. «К примеру, в одном из крупных магазинов гаджетов средняя стоимость продажи телефона $200, а растаможка – $90. При этом налоги не уплачиваются вовсе. Получается, что $110 с каждого телефона магазин прячет от налоговой», – подчеркивает Владислав Чечеткин.

«Разделяй и властвуй»

Авторы законопроекта о снижении беспошлинного лимита утверждали, что многие компании дробят большие поставки на несколько мелких, чтобы избежать налогообложения. Вместе с тем никаких реальных примеров в подтверждение своих слов они не приводят.

Если законодательство неправильно используется некоторыми участниками рынка, логично будет улучшить весь механизм, для того чтобы свести к минимуму пространство для противоправных действий

Инна Хомич, директор юрдепартамента «Новая почта»

Представители рынка почтовых услуг уверены, что в случае принятия подобной инициативы пострадают в основном рядовые покупатели. А оптовые поставщики вряд ли откажутся от стремления оптимизировать свои расходы любым доступным способом.

«Даже в случае, если закон вступит в силу, возможно, что эти компании будут искать другие способы борьбы с налогообложением за отгруженный товар. Таким образом, мы считаем, если законодательство неправильно используется некоторыми участниками рынка, логично будет улучшить весь механизм, для того чтобы свести к минимуму пространство для противоправных действий», – пояснила в беседе с Forbes Инна Хомич, директор юридического департамента «Новая почта».

По ее словам, в этом случае снижение порога беспошлинного импорта через международные перевозки будет только вредить интересам клиентов. В то время как те, кто привык избегать уплаты налогов и таможенных платежей, продолжат действовать в том же духе.

В «Укрпочте» говорят, что обоснованной аргументации, почему сумма таможенного лимита должна была составлять именно 22 евро, в предложенном законопроекте не было. Непонятно, на чем базируются и расчеты инициаторов, согласно которым снижение лимита обложения пошлиной принесет бюджету Украины 4,7 млрд грн дохода.

«По нашему мнению, авторы этой инициативы не учитывают интересов потребителей. В случае если примут подобный закон, последствием будет не только повышение цен для потребителей, но и проблемы с формальностями в вопросах НДС. Законопроект предлагает механизм, направленный на поддержку дилеров, которые сами не производят товары, но называются в пояснительной записке «добросовестными импортерами», – указывает Инна Хомич.

С миру по нитке

На рынке пересылок крепнут опасения, что при резком снижении беспошлинного лимита интерес рядовых украинцев к приобретению товаров за рубежом резко упадет. Покупатели должны будут уплатить пошлину на разницу между ценой товара и таможенным лимитом в 22 евро. Кроме того, им придется тратить время и на оформление этих пошлин, а компаниям отрасли – за свой счет хранить на складах товары, пока покупатель не заплатит пошлину, что приведет к росту операционных расходов.

«Если сейчас рынок международных отправлений растет, то с принятием указанного закона этот тренд, скорее всего, изменится на противоположный. Так уже случилось в Беларуси. В апреле 2016-го правительство Беларуси снизило лимит для беспошлинного ввоза товаров с 200 до 22 евро. Это сразу привело к снижению объемов входящей почты в страну на 40% в квартал», – отметили в пресс-службе «Укрпочты». По их мнению, это означает, что снижаются доходы компаний почтово-логистической отрасли, и, соответственно, налоговые отчисления в бюджет. Украине также не удастся избежать такого сценария.

Если сейчас рынок международных отправлений растет, то с принятием указанного закона этот тренд, скорее всего, изменится на противоположный

пресс-служба «Укрпочты»

«В 2016 году «Новая почта» доставила в Украину около 1 млн международных отправлений. Количественно из них примерно 80% составили посылки из Китая средней стоимостью товара $13-14 и средним весом до 150 г. Около 5-7% грузопотока составили посылки из США со средней стоимостью одной в $63 и средним весом в 1,2 кг. Остальная часть – посылки из стран Европы и других», – рассказал Forbes Юрий Беневитский, директор «Новая почта Интернешнл».

Согласно данным недавнего исследования компании GFK, посвященного особенностям онлайн-шопинга украинцев, цена, качество товара и широкий выбор – основные причины совершения покупок за рубежом. В случае с Китаем – это цена и выбор/ассортимент, в случае с США – качество товара и выбор.

По словам Юрия Беневитского, это означает, что если беспошлинный лимит изменят на законодательном уровне, есть риск значительного сокращения и даже остановки доставок отправлений из американского e-commerce. При этом украинские потребители не получат альтернативы, поскольку локальные ритейлеры в силу различных причин не способны обеспечить то же качество товаров и ассортимент в местных условиях. При этом может возрасти количество доставок из Китая, где, судя по среднему чеку, украинцы преимущественно покупают недорогие мелочи.

«На наш взгляд, пересмотр специальных условий для беспошлинного ввоза должен идти вместе с таможенной реформой и изменениями в таможенном законодательстве. Мы видим цель не в устранении беспошлинного ввоза через международные перевозки, но в борьбе с теми, кто использует возможность импортировать беспошлинные товары с недобросовестными целями», – резюмирует Инна Хомич.

You might also like

Отстаиваем свои права: почему можно и нужно жаловаться на свой банк

В банках считают, что жалобы клиентов помогают улучшить уровень обслуживания. Практически у каждого украинца есть банковская карта. Большинство из них активно пользуется банковскими услугами: получают зарплату, оплачивают покупки, берут кредиты

Американская ExxonMobil хочет выкупить акции InterOil

Крупнейшая в мире американская частная нефтяная компания ExxonMobil Corp.

Оснований для повышения ж/д тарифов нет — Омелян

Министерство инфраструктуры Украины не видит оснований для повышения в следующем году железнодорожных тарифов на грузовые перевозки и на проезд в пассажирских поездах.