Домой / Бизнес / Рейдеры и подделки: юристы назвали опасности отмены печатей для бизнеса

Рейдеры и подделки: юристы назвали опасности отмены печатей для бизнеса

Нормы нового закона касаются и банков, но на простых украинцев почти не повлияют, уверены эксперты

Рейдеры и подделки: юристы назвали опасности отмены печатей для бизнеса

Не успели в Украине отменить обязательное использование мокрых печатей для бизнеса. (соответствующий закон на днях утвердила Верховная Рада), как юристы уже принялись рассуждать так ли полезно будет это нововведение для предприятий и обычных людей. И нашли в нем не только плюсы, но и минусы, пишет UBR.

Попытка отказаться от печатей в Украине предпринималась и ранее. В 2014 году депутаты приняли закон, предусматривающий некоторые послабления для бизнеса. Но обязательное наличие печати на документах осталось в нормах многих специальных законов. Новая редакция документа отменила как раз эти нестыковки.

Главная цель новации — упростить работу бизнеса. Теперь государственные и местные органы власти не имеют права требовать наличия печати на официальных документах. За нарушение этого правила ввели административную ответственность и штрафы.

“За отказ принять документ без печати предусмотрен штраф в размере 50 – 100 необлагаемых минимумов, а это 850-1700 гривен”, — отметила управляющий партнер ЮК Prove Group Юлия Репина.

Кому нововведение точно пойдет на пользу, так это компаниям, имеющим международные контракты. Украинские чиновники, проверяя внешнеэкономические документы, нередко тормозили сделки из-за отсутствия печатей, от которых на Западе давно отказались.

“На границах не будет простаивать товар, который не пропускают из-за отсутствия оттисков на сопроводительных документах нерезидентов”, — отметила Юлия Репина.

Бизнес, работающий на внутреннем рынке, получит в качестве бонуса сэкономленные на изготовлении печати несколько сотен гривен и “облегчение” в судебных спорах. Ведь теперь отсутствие мокрого оттиска на документе не станет основанием для признания его недействительным. Сейчас даже для копии достаточно подписи руководителя предприятия или уполномоченного лица. Причем, и нотариальное заверение копии не всегда обязательно.

Читайте также:  Вместо PayPal: платежную систему могут опередить активные конкуренты

“Основным доказательством достоверности документа стала подпись и ее экспертиза по договору”, — отметил юрист международной юридической группы “Leman” Владислав Чуприна.

Печать, конечно, обеспечивает более высокий уровень защиты документа от подделки, признают юристы. Но и он часто преувеличивается: печать можно потерять, украсть, использовать без ведома руководства или владельцев бизнеса, подделать.

“Был случай, когда предприятие имело две печати — оригинальную и дубликат. Они отличались только по размеру, на 0,5 мм. Иногда применяли дубликат и потом доказывали, что договор был недействителен. То есть, и печать может стать инструментом для махинаций”, — рассказал Чуприна.

Как уточнил юрист, после отмены обязательной регистрации оттиска печати в МВД в 2011 году (по нему проверяли действительность печати), ее юридическая сила сильно упала.

Теперь процедура проверки достоверности станет проще: надо будет провести экспертизу почерка человека, уполномоченного подписывать документы. Однако процедура это недешевая — от 2 тыс. до 8 тыс. грн., а длится она в среднем 30 дней.

Помогли рейдерам

Впрочем, отмена печати все же таит немалые риски, признают юристы. Концепция “вижу печать — верю” теперь работать не будет, поэтому бизнес станет искать новые подстраховки. Репина считает, что, как минимум, предпринимателю придется изучить внешность всех своих партнеров и контрагентов, чтобы в случае чего вычислить подставное лицо.

Но главный риск отмены печатей — упрощение возможностей для рейдерских захватов. Теперь решение органа управления предприятия, того же совета директоров, не подлежит обязательному скреплению фирменной печатью. В то же время госрегистраторы не обязаны и даже не имеют полномочий проверять подписи на документах, которые им предоставляются.

“То есть, любой человек может по коду ЕГРПОУ или названию компании посмотреть, кто является директором или подписантом предприятия, и просто “нарисовав” решение, например, о смене руководства, подать его государственному регистратору”, — рассказала Репина.

Читайте также:  Google выпустил дудл к 100-летию математика Клода Шеннона

С коллегой согласен и управляющий партнер АО “Suprema Lex” Виктор Мороз. “Захваты предприятий упростятся и станут массовыми. Суть любой рейдерской атаки — в скорости. А отсутствие печатей играет именно на оперативность мошенников. Достаточно подделать устав, прописав, что предприятие работает без печати, быстро зарегистрировать документ и вывести ценные активы”, — рассказал эксперт.

Также, по мнению адвоката, увеличатся риски банков по выдаче кредитов. Ведь без печати предприятию, особенно имеющему в финучреждении своего человека, будет проще собрать пакет “левых” документов, а у банка даже не будет юридических оснований отказать такому заемщику.

“Нормы закона касаются и банков, и строительного рынка. После вступления закона в силу НБУ должен будет привести свои акты в соответствие новыми требованиями”, — отметил Глеб Сегида.

Для рядовых граждан отмена мокрых печатей должна пройти незамеченной, ну, или почти незамеченной, обещают юристы. Ведь в повседневной жизни украинцы не так уж и часто сталкиваются с бизнесом, который попадает под законодательные послабления.

Большинство магазинов, без которых гражданам не обойтись, оформлены на физлиц-предпринимателей, а они уже давно получили право работать без печатей.

В гарантийных документах на покупку в обычном или интернет-магазине продавцы используют не печать, а штамп. А главным документом, который в случае продажи бракованного товара, позволяет идти в суд, является фискальный чек.

Но вот что касается дорогих покупок, то здесь возможны нюансы. Например, оформляя договор на приобретение авто или квартиры, его все же лучше заверить у нотариуса, для подстраховки.