08.02.2016 98 Views

Рынок на вырост: НБУ требует от маленьких банков ускорить докапитализацию

Рынок на вырост: НБУ требует от маленьких банков ускорить докапитализацию

В минувшую пятницу НБУ обнародовал постановление №58, принятое 4 февраля. Этим документом Нацбанк внес изменения в график увеличения уставного и регулятивного капиталов банков. Теперь до минимального размера в 300 млн гривен учреждениям нужно нарастить капитал к 11 января 2017 года, тогда как ранее у них было время до 2020 года.

Согласно данным НБУ, на начало октября 2015 года уставный капитал меньше 300 млн гривен был у 58 банков. Для выполнения новых нормативов регулятора всем им суммарно понадобится более 7 млрд гривен. Учитывая нынешнюю невысокую инвестиционную привлекательность банковского сектора Украины, можно ожидать дальнейшего сокращения количества маленьких банков.

Напомним, новое банковское законодательство, которое предусматривало увеличение уставных капиталов банков, принималось еще в 2014 году. Согласно ему, новые банки могли регистрироваться с уставным капиталом не менее 500 млн гривен (до этого – 120 млн гривен). Для действующих банков была сделана отсрочка на 10 лет.

Февральские нововведения

Но на прошлой неделе НБУ решил внести в этот график дополнительные коррективы. «Начиная с 2017 года банки должны ускорить график увеличения минимального капитала. Это позволит повысить их финансовую устойчивость, способность противостоять рискам. Кроме того, увеличение капитала позволит начать восстановление кредитования экономики, что является одним из факторов ускорения экономического роста страны», – пояснил регулятор свое решение.

Люди создали бизнес, рабочие места. Банк – это их собственность. И вдруг им говорят, что его надо закрыть или слить с другим банком. При этом никакой острой необходимости в таком сценарии нет

Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков

Так, согласно новому графику, банки должны будут довести свои капиталы к 11 января 2018 года до минимум 400 млн гривен, а через год – до 450 млн гривен, тогда как до этого Нацбанк ожидал от них увеличения минимального размера уставного капитала до 150 млн гривен к 11 июля 2017 года, требуя в каждый последующий год вплоть до 11 июля 2024-го его наращивания еще на 50 млн гривен.

Глава Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова назвала принятие Нацбанком постановления №58 весьма прогнозируемым: «На встречах с малыми и средними банками, которые неоднократно проходили в НБУ и НАБУ, представители регулятора неоднократно говорили о необходимости докапитализации. В конце декабря прошлого года в НАБУ состоялся круглый стол совместно с НБУ и банками 3-й и 4-й групп (согласно предыдущей классификации), на котором рассматривались возможные варианты стратегии развития средних и малых банков в Украине».

Согласно информации Коробковой, данное постановление касается финучреждений, доля активов которых в общей сложности составляет не более 10% всего рынка. Также она отмечает, что стресс-тестирование этих групп банков еще не проводилось, но предполагается, что оно начнется с мая 2016 года. И уже по его результатам этим банкам могут быть утверждены индивидуальные графики докапитализации.

Член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран считает, что в целом решение НБУ имеет верное направление. «У нас была инфляция 43% – такой уровень никто не прогнозировал. И, конечно, есть необходимость подтянуть норматив регулятивного капитала. Что касается уставного капитала, я не уверен, что в этом была острая необходимость. Решение оцениваю как верное, но недостаточно обоснованное», – говорит Шапран.

По его словам, для ускорения графика нет четкого обоснования со стороны НБУ. Кроме того, это может привести к искусственному сокращению деловой активности в секторе. «Малые банки выталкивают с рынка. И это при том, что у нас идет дикое падение объема валютных кредитов, а собранные депозиты полностью на систему не работают, поскольку в системе избыток ликвидности. Банковская система сейчас приносит пользы реальному сектору гораздо меньше своих возможностей. Потенциал тех банков, которые остались после кризиса, гораздо ниже, чем в 2010-2013 годы», – перечисляет Шапран, подчеркивая, что в таких условиях искусственное уменьшение числа банков, многие из которых выдержали шторм 2015 года, выглядит как экономическая диверсия.

Более того, не следует забывать и о морально-этической составляющей. «Люди создали бизнес, рабочие места. Банк – это их собственность. И вдруг им говорят, что его надо закрыть или слить с другим банком. При этом никакой острой необходимости в таком сценарии нет», – указывает Виталий Шапран.

Стресс-тестирование 3-й и 4-й групп банков еще не проводилось, но предполагается, что оно начнется с мая 2016 года. И уже по его результатам этим банкам могут быть утверждены индивидуальные графики докапитализации

Более категоричен в своих суждениях заместитель председателя правления одного из небольших банков. «Решение НБУ расцениваю как банальное рейдерство. Во время игры правила обычно не меняют, но, к сожалению, не в нашем случае. Решение более чем предвзятое, и приведет оно явно не к усилению устойчивости банковской системы, а только к ее монополизации», – прогнозирует собеседник Forbes на правах анонимности.

Альтернативы предусмотрели

Впрочем, для сохранения своих позиций на рынке банки смогут воспользоваться альтернативными сценариями докапитализации. В НАБУ сейчас рассматривают пять вариантов увеличения уставного капитала до уровня 500 млн гривен: «живыми» деньгами; упрощенная/ускоренная ликвидация банка; поиск инвестора/получение субдолга; объединение с одним или несколькими другими игроками рынка/поглощение; предоставление ограниченной лицензии.

«Сейчас прорабатываются на финальной стадии проекты законов об упрощенной процедуре вывода банка с рынка и слияния/поглощения. Однозначно нужны малые и большие банки; государственные и коммерческие; украинские и с иностранным капиталом. Главное, чтобы они были здоровыми и надежными для населения», – резюмирует Коробкова.

В целом же постановление НБУ можно назвать логичным продолжением кампании по очищению и консолидации банковского сектора. Небольшие финучреждения в ближайшей перспективе должны будут найти свою нишу либо покинуть рынок. Учитывая нынешний инвестиционный климат, ожидать массового пополнения уставных капиталов вряд ли придется.

Однозначно нужны малые и большие банки; государственные и коммерческие; украинские и с иностранным капиталом. Главное, чтобы они были здоровыми и надежными для населения

Елена Коробкова, глава НАБУ

«Косвенно эти меры можно рассматривать как стимулирование слияний и поглощений в банковском секторе. Не секрет, что НБУ хочет видеть четкую стратегическую и операционную определенность со стороны банков «малых размеров». Обслуживание схем, прогонок и собственных личных интересов не могут быть весомыми аргументами для существования банковских учреждений – особенно когда они могут привлекать денежный ресурс населения, и тем самым влиять в определенной мере на финансовую стабильность», – указывает директор финансового департамента Unison Bank Егор Перелыгин.

Стоит отметить, что принудительный процесс слияний и поглощений выглядит явно не «рыночно». Если регулятор уличает небольшие финучреждения в обслуживании «теневых» потоков либо «схемах», логично было бы выводить эти банки с рынка по соответствующим статьям, а не принуждать их укрупняться.

Более того, практики слияний и поглощений в банковском секторе Украины на данный момент очень мало. «На встрече с ЕБА [глава НБУ Валерия] Гонтарева назвала мелкие кэптивные банки «безвредными», но условий для слияния нет. Чтобы слить два банка, нужно пройти все круги ада знаменитой на весь мир украинской бюрократии. Слияние банков даже без этих препон – сложное операционное упражнение», – констатирует банкир на правах анонимности.

You might also like

Член набсовета Центрэнерго оказался экс-помощником Кононенко

Бывший помощник влиятельного депутата от БПП Игоря Кононенко — Александр Визир — 10 августа утвержден членом наблюдательного совета государственной энергогенерирующей компании Центрэнерго.

Британский директор ушел из Укрнафты после двух месяцев работы

В компании его уход пояснили получением должности в британской Centrica.

Порошенко пытается нивелировать е-декларирование — СМИ

Налоговый комитет Верховной Рады разработал проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд других законов, согласно которым граждане освобождаются от обязательства указывать источник происхождения своего имущества.