Домой / Бизнес / Какие банки cмогут платить зарплату бюджетникам

Какие банки cмогут платить зарплату бюджетникам

Какие банки cмогут платить зарплату бюджетникам

Дискуссия о том, какие банки вправе обслуживать зарплатные проекты бюджетных организаций, выходит на новый уровень. 20 января Кабинет министров утвердил Постановление №37, определившее критерии, по которым те или иные банки могут – или не могут – работать с бюджетниками. Такое право получают банки, активы которых составляют не менее 1% от активов всей банковской системы страны; не связанные с лицами и организациями, находящимися под санкциями; владеют гособлигациями в размере не менее 20% от суммы регулятивного капитала и т.д.

На 1 декабря 2015 года только несколько крупнейших банков подпадали под эти требования правительства. 20%-ным соотношением портфеля ОВГЗ к регулятивному капиталу могли похвастаться Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, Райффайзен Банк Аваль и Проминвестбанк. Последний – дочернее предприятие российского Внешэкономбанка, находящегося под санкциями со стороны Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно постановлению Кабинета министров №37, такие организации не могут работать с зарплатами бюджетников.

Итого, по группе крупнейших выплаты сотрудникам госструктур могут осуществлять три государственных банка, и один – коммерческий, с иностранным капиталом. Из топ-20 банков названным критериям также соответствует Ситибанк.

Не все и не сразу

В госбанках говорят, что процесс переключения бюджетников на выплату зарплат в новых учреждениях происходит не одномоментно. «Постановлением предусмотрен переходной период. И сам перевод предприятий в госбанки будет происходить постепенно», – отмечает председатель правления Укргазбанка Кирилл Шевченко. А в полной мере постановление вступает в силу только в 2017 году.

Мы понимаем, что ОВГЗ помогают закрывать дефицит бюджета. И связывать этот процесс с коммерческими банками – не правильно. Особенно, когда банки должны начинать стимулировать реальный сектор экономики

Василий Горбаль, экс-член Совета НБУ

Читайте также:  Как выглядит дом, в котором поселился Лещенко

«У Ощадбанка нет каких-то конкретных планов регулирования рынка с использованием 37-го постановления. Происходит очень непростой процесс. Иногда государственному банку сложно провести встречу с коллективом государственного предприятия. Иногда главный бухгалтер стоит просто на вахте, чтобы не пустить госбанк на предприятие», – рассказал глава правления Ощадбанка Андрей Пышный.

Другие игроки в настоящий момент оказались потенциально отлученными от работы с бюджетными организациями. Прежде всего, это крупнейший ПриватБанк, в портфеле которого на 1 декабря 2015 года ОВГЗ не было. Сейчас этот банк обслуживает 37 000 бюджетных организаций, 3 миллиона сотрудников которых получают зарплату через карты ПриватБанка.

«Мы являемся уполномоченным банком по обслуживанию бюджетных организаций с 2005 года. Мы всегда выполняли и выполняем все условия, которые предъявляются к уполномоченным банкам, обслуживаем сотрудников бюджетных организаций в соответствии с условиями конкурса», – говорит первый заместитель председателя правления ПриватБанка Олег Гороховский. Он уточняет, что в случае необходимости «Приват» готов докупить требуемое количество ОВГЗ.

По информации Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), в первой двадцатке банков под критерий 20% портфеля ОВГЗ подпадают лишь пять учреждений. Право на выплату зарплаты бюджетникам для остальных банков из группы топ-20 обойдется суммарно в 8 млрд гривен – именно на такую сумму они должны будут докупить ОВГЗ.

Отметим, что происходящая с начала 2014 года очистка банковской системы не особо повлияла на расстановку участников рынка, обслуживающих государственные структуры. Так, по данным ФГВ, количество бюджетных организаций, которые были клиентами выведенных с рынка банков, минимально. «Какие-то клиенты – бюджетные организации были в банках «Надра» и «Дельта». Но количество таких организаций можно пересчитать на пальцах двух рук», – говорит заместитель главы ФГВ Андрей Кияк.

Читайте также:  Курсы валют НБУ на 7 сентября

Банкиры не в восторге

Нововведение Кабмина вызвало на себя резкую критику со стороны банкиров, которые видят в решение правительства как попытку ограничить права клиентов банков, так и сделать коммерческие банки «донорами» бюджета. «Считаем, что все новые требования не совпадают с интересами простых людей. Выбирать банк должен конечный потребитель услуг. Ни работодатель, ни государство не имеют права препятствовать ему в этом», – говорит Гороховский.

Исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова считает, что постановление №37 Кабмина дискриминирует как коммерческие банки, так и непосредственно граждан Украины. Она напоминает, что правительство распоряжается деньгами, которые являются бюджетными лишь до тех пор, пока находятся на счету государственной компании. «Как только они перечисляются на счет физического лица в качестве зарплаты или социальной выплаты – эти средства становятся собственностью конкретного человека», – объясняет Коробкова.

Доля в активах банковской системы (%)

Портфель ОВГЗ/ Регулятивный капитал (%)

Нужно докупить ОВГЗ, млн грн

ПриватБанк

19,7

0

5054

Ощадбанк

12,9

210

0

Укрэксимбанк

11,5

1138

0

Проминвестбанк

4,5

154

0

Райффайзен Банк Аваль

4,5

34

0

Сбербанк России

4,4

0

705

Укрсоцбанк

3,7

0

817

Укргазбанк

3,6

158

Альфа-Банк

3,4

13

80

Укрсиббанк

3,3

0

572

ПУМБ

2,9

14

229

ВТБ Банк

2,2

0

557

Креди Агриколь Банк

1,9

0

431

ОТП Банк

1,8

3

306

Пивденный

1,5

0

310

СитиБанк

1,2

29

0

ИНГ Банк Украина

1,1

0

400

«Фундаментально неправильно связывать вложение в те или иные активы с возможностью обслуживать клиентов. Тем более, когда эти активы никак не связаны с данными клиентами. Увеличение портфеля ОВГЗ на балансе банка несет в себе определенные риски: ликвидности, ценовой и процентный. Наличие или отсутствие бюджетников никак эти риски не снижает», – комментирует директор казначейства Альфа-Банка Украина Владимир Лотоцкий.

Читайте также:  На оккупированном Донбассе создали клоны украинских предприятий

Он считает, что увеличение доли ОВГЗ в активах банка – это довольно рисковое предприятие. Особенно сейчас, когда не исключены процессы реструктуризации или списания задолженности по государственным долгам.

«Привязка к ОВГЗ является не совсем корректной. Мы понимаем, что ОВГЗ помогают закрывать дефицит бюджета. И связывать этот процесс с коммерческими банками не правильно. Особенно, когда банки должны начинать стимулировать реальный сектор экономики», – подтверждает экс-член Совета НБУ Василий Горбаль.