Домой / Бизнес / С деньгами на выход: как совершить успешный экзит

С деньгами на выход: как совершить успешный экзит

С деньгами на выход: как совершить успешный экзит

Воспоминания о начале инвесторской карьеры до сих пор вызывают у основателя Digital Future Алексея Витченко легкую дрожь. Стоило успешному интернет-предпринимателю объявить о запуске венчурного фонда – количество желающих получить от него деньги стало расти как снежный ком. За пару дней заявки на финансирование подали почти две сотни IT-стартапов. Едва ли не каждый четвертый обещал за $20 000 создать конкурента Facebook, а за $30 000 – «убийцу Google». «Выловить в этом потоке что-то стоящее было, мягко говоря, непросто, – вспоминает 36-летний Витченко. – В самом начале выбор кандидатов казался мне мучительным процессом».

Одним из первых в список привлекательных проектов попал стартап Jeapie. Днепропетровская команда, начинавшая с создания игр, предложила сервис доставки push-уведомлений из мобильных приложений на смартфоны и планшеты. Витченко понимал: этот сервис востребован на Западе, а значит, скоро станет интересен и украинским компаниям. Jeapie справилась с тестовым заданием и вскоре подписала с Digital Future инвестиционное соглашение на $50 000. А спустя год канадская компания Mobify купила Jeapie за несколько миллионов долларов. Для Витченко такая сделка – несомненный успех. По итогам 2015-го десятки украинских стартапов официально привлекли порядка $20 млн. Еще несколько десятков получили финансирование, предпочитая не сообщать об этом публично. С успешными экзитами – выгодной перепродажей инвестором своей доли в стартапе – дела обстоят хуже. Таких сделок пока единицы.

Внешне штаб-квартира Digital Future не слишком впечатляет: ничем не примечательный трехэтажный дом, каких много на киевской Соломенке. Но стоит переступить порог офиса – и вы будто переноситесь за океан, в Кремниевую долину. Просторные помещения, стеклянные перегородки, яркие цвета в интерьере, огромная комната отдыха с кухней – все это навевает мысли об успешных калифорнийских IT-компаниях. На стенах в кабинете Витченко – постеры героев комиксов Marvel и DС. У окна – широкий заваленный бумагами стол. Основатель Digital Future сегодня рассматривает только наиболее интересные проекты и проводит много времени на встречах и в командировках. «Необходимо максимальное вовлечение. Заявка от будущего Цукерберга сама не придет», – рассказывает инвестор.

Читайте также:  «Укрбуд» открыл новый ЖК в Соломенском районе

В этом и кроется одна из особенностей бизнеса инвестиций в IT-стартапы – и украинского, и мирового. Получение заявки через сайт или формы обратной связи от сильной команды с хорошим проектом – большая редкость. Чтобы найти перспективный стартап, нужно попотеть. «Не припомню ни единого случая, чтобы мы выделили деньги ребятам, написавшим нам через сайт», – подтверждает Павел Алешин, управляющий партнер Imperious Group, которая в 2015-м профинансировала семь украинских проектов на сумму $1,33 млн. Того же мнения придерживаются и другие инвесторы. Самые интересные сделки обычно достаются ограниченному кругу. Чтобы получить доступ к перспективным проектам, нужно хорошо себя зарекомендовать и наладить отношения с опытными коллегами. Так было и в случае с Jeapie. Выйти на этот стартап Витченко помог GrowthUP – фонд известного украинского инвестора Дениса Довгополого.