Домой / Бизнес / Ударная волна: почему ГПУ пытается блокировать работу стивидора Risoil

Ударная волна: почему ГПУ пытается блокировать работу стивидора Risoil

Ударная волна: почему ГПУ пытается блокировать работу стивидора Risoil

Утро 12 апреля для компании-экспедитора «Новик Порт Сервис», расположенной в Ильичевском морском торговом порту (ИМТП), началось с визита представителей Генпрокуратуры и Службы безопасности Украины. Силовики нагрянули с обыском. Правда, слегка «промахнулись», поскольку обыск должен был проводиться в стивидорной компании «СП Рисоил Терминал», осуществляющей в ИМТП перевалку растительного масла и транспортную обработку зерновых культур и шрота.

Однако адрес, указанный в постановлении Печерского районного суда Киева, на основании которого и действовали силовики (его копия есть в распоряжении Forbes), юридический. И физически по нему находится генеральный экспедитор стивидора «Новик Порт Сервис». Впрочем, ошибка правоохранителей не смутила, и вплоть до часу ночи 13 апреля они изымали документацию, компьютеры, жесткие диски и прочее оборудование.

«Мы понятия не имели, что за люди к нам пришли, кто проводил обыск и забирал документы. Имен их не знаем. Известно лишь, что санкционировал все это прокурор Евгений Красножон», – рассказывает заместитель директора «Новик Порт Сервис» Татьяна Сокор.

По ее словам, от имени компании уже направлены жалобы и в Печерский суд, и в Антикоррупционный комитет. «Лично я сталкиваюсь с подобной ситуацией второй раз. Впервые это произошло в 1995 году. Но тогда правоохранители вели себя куда корректнее. Более того, они хотя бы сделали копии с важных бумаг, без их изъятия», – подчеркивает Сокор.

Обвинения по бумаге

В «СП Рисоил Терминал» обеспокоены не меньше, поскольку уверены, что решение, принятое Печерским судом, и выдвинутые в нем обвинения – безосновательны.

В частности, суд открыл уголовное производство по ч.3 ст. 368 Уголовного Кодекса Украины, за якобы дачу должностными лицами «СП Рисоил Терминал» в декабре 2015 года 10 000 гривен взятки заместителю главного санитарного врача Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того, в постановлении указано, что «СП Рисоил Терминал» осуществляет судами поставку грузов на временно оккупированную территорию АР Крым в обход украинских пунктов пропуска, а также самовольно и незаконно заняла сопредельную Ильичевскому морпорту землю.

Я сталкиваюсь с подобной ситуацией второй раз. Впервые это произошло в 1995 году. Но тогда правоохранители вели себя куда корректнее. Более того, они хотя бы сделали копии с важных бумаг, без их изъятия

Татьяна Сокор, замдиректора «Новик Порт Сервис»

«Но как мы могли дать взятку человеку, который был уволен тремя месяцами ранее? И как наша компания может поставлять грузы, если она занимается исключительно перевалкой, и никакие суда мы никуда не отправляем?» – прокомментировал Forbes ситуацию директор представительства Risoil S.A. и совладелец СП «Рисоил Терминал» Шота Хаджишвили.

Кроме того, 3 га земли, о незаконном захвате которой говорится в судебном решении, по его словам, были переданы компании еще в 2014 году. «Мы получили «добро» непосредственно от Мининфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства», – уверяет Хаджишвили.

Читайте также:  Кирилл Шевченко: «Самая горячая точка для обсуждения в стратегии госбанков – corporate governance»

В защиту компании выступил даже глава Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили, который назвал действия силовиков беспределом, и заявил, что постановление Печерского суда – не что иное, как попытка незаконно заблокировать работу стивидора.

Шанс есть

По мнению юристов, и у «Новик Порт Сервис», и у «СП Рисоил Терминал» есть возможность доказать свою правоту. «ГПУ расследует уголовное производство по факту дачи взятки и ее получения. Вместе с этим речь идет о событиях декабря 2015 года. Учитывая судебную практику по таким уголовным делам, если бы дача/получение взятки были задокументированы, то уже были бы предъявлены подозрения лицам, к этому причастным. Но так как подозрения никому не выдвинуты, говорить о наличии состава преступления и перспективе расследования данного уголовного дела вряд ли приходится», – считает Тарас Безпалый, управляющий партнер АО «Безпалый и партнеры».

Более того, никаких четких обвинений руководство «СП Рисоил Терминал» не получало в принципе, и сообщения о подозрении не были вручены, а поведение силовиков во время не санкционированного судом обыска может дать основания говорить о превышении полномочий сотрудниками ГПУ и СБУ, уверяет Николай Шиян, юрист адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры».

Ситуация с компанией Risoil кажется тем более странной, с учетом того, что Сергей Крыжановский ранее руководил не чуждой ей СП «Саншайн-Терминал» – еще одним совместным проектом швейцарцев, в котором также участвовала американская Cargill

Представители «СП Рисоил Терминал» уже обратились в СБУ, ГПУ и Мининфраструктуры с просьбой разобраться в ситуации. На запросы Forbes ни СБУ, ни Генпрокуратура к моменту публикации материала не отреагировали.

По данным Risoil Group, за время работы в Украине она вложила в портовую инфраструктуру свыше $270 млн. Из них $70 млн было потрачено на новый зерновой терминал, первая очередь которого была открыта 31 марта. Кроме того, в ближайшие 12 месяцев компания намерена направить еще $70 млн на строительство двустороннего пирса. Сегодня эти инвестиции поставлены под угрозу, предупреждают в компании.

Закрыть всем

На самом деле портовые операторы сталкиваются с препятствованием со стороны властей отнюдь не впервые – проблемы начались еще при предыдущем начальнике Юрии Круке (руководил портом с июля 2013-го по июль 2015 годов), говорит глава представительства Risoil S.A.

В целом стивидоры жалуются на то, что администрация ИМТП долгие годы создавала невыгодные условия с целью минимизировать там конкуренцию, и на непрозрачное тарифообразование в порту. Например, для выхода к воде и к погрузке/разгрузке судов нужно оплачивать доступ к кранам, которые принадлежат частным компаниям. «Когда инвесторы сталкиваются с тем, что им необходимо делать регулярные взносы за «инфраструктуру порта», платить за пропуск груза в порт и так далее, у них сразу отпадает желание там работать», – заявил Forbes на условиях анонимности глава одной из экспедиторских компаний.

Читайте также:  Блокчейн в финансах и управлении. Fintech-и govtech-кейсы – на Blockchain Conference Kiev

Немало скандалов возникало между уволенным в 2015 году Круком, и бизнесом, который пытается работать в порту. Так, именно Крук выступил инициатором расторжения договора с КТ «Ильичевск», единственным крупным контейнерным терминалом в ИМТП, владельцы которого вложили в его строительство около $56 млн.

«То, что делают силовики, вызывает у меня много вопросов. И прецедент с Risoil, конечно же, не может влиять положительным образом на инвестиционный климат. К нам тоже были необоснованные претензии. И пока что наш терминал не работает, мы судимся», – рассказал Forbes генеральный директор КТ «Ильичевск» Андрей Павлютин.

Конфликты с администрацией Ильичевского порта также стали одной из причин, по которой еще в 2014 году крупнейший в мире оператор контейнерных перевозок Maersk начал сокращать свои транспортные линии, которые проходили через ИМТП, а в феврале 2015 года Maersk перевел свои грузопотоки в рыбный порт Ильичевска.

Как заявил тогда координатор общественного движения «Нет коррупции на транспорте» Александр Захаров, занимавший должность советника первого замминистра инфраструктуры, компании не выдерживают бюрократических проволочек и затягивания процедур растаможки, которые являются следствием попустительства со стороны администрации ИМТП.

Вопреки всему

Несмотря ни на что, инвесторы все еще сохраняют интерес к Ильичевскому порту как одной из самых глубоководных и географически выгодно расположенных гаваней.

Один из крупнейших стивидоров Одесского порта, компания «Бруклин-Киев» Юрия Губанкова планирует реализовать в ИМТП масштабный инвестиционный проект. Заявленные инвестиции – $200 млн. Речь идет о строительстве зернового терминала на 200 000 тонн единовременного хранения, позволяющего переваливать 3-4 млн тонн зерна ежегодно. В начале месяца компания презентовала инвестпроект в порту.

Один из крупнейших стивидоров Одесского порта, компания «Бруклин-Киев» Юрия Губанкова планирует реализовать в ИМТП масштабный инвестиционный проект. Заявленные инвестиции – $200 млн

Алексей Косьмин, руководитель Одесского отделения ФГИ, который был на презентации, говорит, что проект заключается в аренде на 49 лет трех причалов №7, 8 и 9, и тылов этих причалов. Конкретная площадь будет определена при подготовке проектной документации. Ожидается, что она составит не менее 50 000 кв. м складских открытых или крытых площадей. По словам Косьмина, «Бруклин-Киев» намерен идти в этот проект совместно с мировым зернотрейдером Louis Dreyfus и при поддержке ЕБРР.

«У «Бруклин-Киева» очень хорошие финансовые возможности, которые 50/50 будут подкреплены финансированием международного банка, возможно, ЕБРР», – сказал Forbes начальник Ильичевского порта Сергей Крыжановский. А старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий, отвечающий за инфраструктурные проекты, указал, что такая идея [кредитования «Бруклин-Киев» под этот проект] обсуждается, но деталей раскрывать не стал. Сам Губанков тоже воздержался от подробностей. Пресс-служба компании лишь сообщила, что будут построены универсальные терминалы, которые смогут обрабатывать и контейнераы, и металл, и зерно.

Читайте также:  Глава Arab Energy Alliance UA: «Благодаря работе в Украине мы приобрели навыки выживания бизнеса»

Вернуть доверие

Замминистра инфраструктуры Юрий Васьков уверяет, что предложение «Бруклин-Киева» – не единственный проект в Ильичевском порту. По его данным, еще есть четыре компании, которые заявили о желании инвестировать в развитие ИМТП на этой же местности. «На данный момент руководство Ильичевского порта изучает все инвестиционные предложения, после чего они должны сформировать и отправить в министерство свою позицию и критерии по развитию этого участка», – говорит Васьков.

Косьмин говорит о наличии еще трех заявок в ФГИ от компаний, проявивших интерес к инвестиционному проекту. Среди них две ильичевские компании – Olir Resources и World Ocean Sky – и киевская ООО «Агрекс». Все они пока заявили о желании арендовать только часть имущества тех же причалов, на которые возлагает надежды «Бруклин-Киев». Кроме того, есть ряд компаний, выразивших заинтересованность в упомянутых причалах, среди которых – ADM, казахские и белорусские компании, ряд других отечественных и зарубежных предприятий. В частности, компании, занимающиеся переработкой железорудного сырья, углей и т.д, говорит один из собеседников Forbes, знакомый с ситуацией в Ильичевском порту.

Стоит отметить, что впервые «Бруклин-Киев» анонсировал желание развиваться в Ильичевске в середине прошлого года. Но тогда не было достигнуто взаимопонимание с прежним руководством порта. В целом за последние полтора года ИМТП не может похвастаться новыми инвестпроектами, соглашается Косьмин.

Крыжановский утверждает, что ранее в порту не было четких и понятных правил игры для инвесторов, сейчас же, с его точки зрения, они есть. «При прежнем руководстве порта инвестор был отдан на откуп самому себе, сейчас администрация выстроила систему отношений с инвесторами, предоставляет доступ ко всем документам порта, и потенциальный клиент госпредприятия, который планирует работать в порту, имеет возможность посчитать свою экономику и риски», – рассказывает он. В Ильичевском порту даже создали специальный отдел по реализации инвестиционных проектов, который как раз плотно сотрудничает с такими компаниями.

Крыжановского называют руководителем, ориентированным на сотрудничество с бизнесом и готового к компромиссам с ним – в отличие от Юрия Крука, который сам был бизнесменом и имел в порту собственные интересы. Ситуация с компанией Risoil кажется тем более странной, с учетом того, что Сергей Крыжановский ранее руководил не чуждой ей СП «Саншайн-Терминал» – еще одним совместным проектом швейцарцев, в котором также участвовала американская Cargill. Тогда этот проект так и не был реализован. Сегодня есть шансы у других, но пока и они под вопросом.