15.06.2016 121 Views

Закон ради закона: парламент позаботился о реструктуризации долгов бизнеса

Закон ради закона: парламент позаботился о реструктуризации долгов бизнеса

Вчера Верховная рада Украины приняла в целом закон №3555 о финансовой реструктуризации, который предполагает механизм добровольной финансовой реструктуризации предприятий-должников с целью урегулирования ситуации с проблемными кредитами и возобновления кредитования экономики. Закон долго лоббировался Минфином и НБУ, повлияет ли он на реальное возобновление кредитование экономики, разбирался Forbes.

«Законопроект является важным инструментом урегулирования ситуации с проблемными кредитами банков, поможет оздоровить банковскую систему, способствовать восстановлению платежеспособности предприятий и сохранению рабочих мест. В результате банки смогут уменьшить количество проблемных кредитов и направить средства на кредитование экономики», – так прокомментировали его принятие в Минфине.

Подобная риторика и у представителей НБУ. «Мы стали на шаг ближе к ускорению выздоровления экономики и решения вопроса проблемных кредитов в банковском секторе», – сказано на сайте Нацбанка со ссылкой на слова заместителя его главы Владислава Рашкована. В то же время, если смотреть на реальную картину на банковском рынке, подобная риторика вышеупомянутых органов выглядит не иначе как популизм.

Тысячи предприятий за последние годы ушли в фиктивное банкротство, дабы освободиться от кредитов в банках. Процесс банкротства в Украине выглядит несколько своеобразно. Любое предприятие может «нарисовать» себе обязательства перед аффилированным кредитором, а потом с помощью коррумпированной судебной системы затягивать процесс банкротства предприятия на годы, оставляя в конечном итоге банки ни с чем. При этом многие должники, которые были намерены продолжать работу, с банками уже договорились. А власти, вместо того чтобы заняться обещанным усилением прав кредиторов, принимают новые законы в и так уже достаточно зарегулированном поле.

Есть опасения, что в силу слабой юридической техники законопроект имеет все шансы стать черной дырой, которую будут использовать недобросовестные должники

Юлия Курило, партнер адвокатского объединения СК «Груп»

«На первый взгляд, принятый 14 июня 2016 года Верховной радой Украины закон «О финансовой реструктуризации» вводит абсолютно новый и нехарактерный для украинского бизнеса механизм добровольной реструктуризации должниками задолженностей перед кредиторами. В действительности основные процедуры, предусмотренные Законом о финансовой реструктуризации, такие как мораторий на удовлетворение требований кредиторов и санация, во многом повторяют аналогичные процедуры, предусмотренные Законом о восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом», – подчеркивает управляющий партнер МЮК KODEX Евгений Ковтуненко.

Опрошенные Forbes эксперты вообще расценивают принятый закон неоднозначно. «От авторов законопроекта мне приходилось слышать о том, что, по сути, в Украине будет реализована возможность (которая существует во всех странах с развитым банковским и фондовым рынком) реструктуризации корпоративного долга во внесудебном порядке. В основе реструктуризации – соглашение кредиторов и должника. Все споры между этими субъектами, а также между кредиторами решаются во внесудебном порядке, через арбитраж», -– рассказывает Юлия Курило, партнер адвокатского объединения СК «Груп».

По словам Юлии Курило, в процесс реструктуризации будут вовлечены специальные органы, наблюдательный совет, который будет состоять из представителей НБУ и банковского рынка, общественных организаций предпринимателей и общественных объединений представителей финансового рынка, а также секретариат такого наблюдательного совета. «В силу закона Нацбанк разработает проект рамочного договора, который предложит типовые условия взаимодействия кредиторов – банков во взаимоотношениях между собой в процессе реструктуризации. Понимания относительно того, что закон предлагает рабочий инструмент, у меня нет. Есть опасения, что в силу слабой юридической техники законопроект имеет все шансы стать черной дырой, которую будут использовать недобросовестные должники», – допускает эксперт.

Основные процедуры, предусмотренные Законом о финансовой реструктуризации, такие как мораторий на удовлетворение требований кредиторов и санация, во многом повторяют аналогичные процедуры, предусмотренные Законом о восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом

Евгений Ковтуненко, управляющий партнер МЮК KODEX

Из основных новшеств закона, которые могут привести его к реальной жизнеспособности, Павел Крапивин, советник председателя правления АКБ «Конкорд», выделяет следующие:

Добровольный для должника принцип имплементации. Это говорит о том, что воспользоваться условиями закона смогут те, кто реально планирует реабилитацию бизнеса и расчет (пусть и в неполном объеме) в будущем.

К задолженностям, которые могут подлежать реструктуризации, отнесены все долги предприятия, кроме долгов по социальному и пенсионному страхованию.

Очень подробно расписана терминология, а также утверждается главенство норм данного закона над остальными.

Интересной нормой следует считать, что участие обычных кредиторов в процедуре финансовой реструктуризации возможно только при наличии хотя бы одной финансовой структуры. Это позволяет говорить о том, что субъектами данного закона все-таки выступают заемщики банков или финансовых компаний, но в деле реабилитации их бизнеса должны принимать участие и другие кредиторы, причем на равных условиях. То есть это делает невозможной ситуацию, когда банк списывает кредит, а другие кредиторы получают какое-либо удовлетворение денежных требований или наоборот.

Введена роль Фонда гарантирования вкладов во взаимодействии с государственными банками и банками с временной администрацией или в состоянии ликвидации.

Введено понятие рамочного стандартного договора реструктуризации, который разрабатывается НБУ.

Подлежат созданию наблюдательный совет, секретариат и арбитражный комитет, деятельность которых довольно подробно описана. Так же детально описаны действия и документы, предоставляемые должником.

«Если смотреть закон в целом, он получился весьма громоздким, что может быть расценено по-разному: сложность в имплементации, но детализированы права, обязанности и последовательность действия сторон процесса реструктуризации. Кроме того, максимальный срок моратория на удовлетворение прав кредиторов определен в 180 дней. В ряде случаев этого может быть недостаточно», – констатирует Крапивин.

Сама процедура финансовой реструктуризации выписана достаточно формально, и на практике ее реализовать будет сложно

Виктор Мороз, управляющий партнер АО Suprema Lex

Управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз указывает, что в законе содержится много противоречивых и недоработанных норм: «Для координации вопросов организации и проведения процедуры финансовой реструктуризации создается наблюдательный совет, который, среди прочего, создает арбитражный комитет – его решения будут окончательными и обязательными для сторон спора. Споры рассматриваются в соответствии с арбитражным регламентом, утверждаемым наблюдательным советом. То есть фактически осуществляется подмена судов, что прямо противоречит как хозяйственному процессуальному законодательству Украины, так и Конституции Украины».

К тому же на период проведения финансовой реструктуризации законом предусматривается остановка хозяйственным судом процедуры банкротства. Кроме того, предусматривается законом и введение моратория, в рамках которого будет запрещено принудительно обращать взыскание на имущество должника, и имущество, предоставленное третьими лицами в обеспечение исполнения обязательств должника. Запрет коснулся и отчуждения имущества должника с обязательной остановкой исполнительного производства и остановкой сроков предъявления к исполнению исполнительных документов.

«Это фактически позволит должникам на законных основаниях избегать выполнения решений судов о взыскании с них задолженности. Сама же процедура финансовой реструктуризации выписана достаточно формально, и на практике ее реализовать будет сложно», – объясняет Мороз, подытоживая, что нововведения, предлагаемые законом, вряд ли приведут к исправлению плачевной ситуации, сложившей в Украине с исполнением судебных решений о возврате предприятиями долгов и восстановлению их платежеспособности.

You might also like

Яркое будущее вместе с "АвтоТак"

Собственный автомобиль для многих из нас кажется только мечтой.

Сколько Украине стоили иски против РФ в международных судах

Украина тратит миллионы долларов в международных судах по спорам с Россией. Министерство иностранных дел Украины и НАК Нафтогаз Украины за 2015-2016 гг выплатили американской юридической компании Covington&Burling более 10 млн

Газпром получил расширенный доступ к газопроводу Opal – СМИ

Российский газовый монополист сможет распоряжаться дополнительно 40% от общих мощностей Opal в 25,6 млрд кубометров.