Главная / Бизнес / Эффективный госбюджет: Семь шагов для реформы системы госфинансов

Эффективный госбюджет: Семь шагов для реформы системы госфинансов

Эффективный госбюджет: Семь шагов для реформы системы госфинансов

Для того чтобы сделать госбюджет эффективным инструментом реформ и экономического подъема страны, нужны несколько системных изменений. Это и новые законы, и реформы в определенных секторах государственной политики.

1. Принятие Закона о стратегическом планировании. Этот документ должен создать систему принятия стратегических решений развития государства, определить взаимосвязи между прогнозными и программными документами экономического и социального развития. Тогда среднесрочный бюджет будет средством реализации реформ и достижения экономических и социальных целей. Такой закон (систему) в том или ином виде имеют все страны, которые принято называть развитыми. В Украине проект такого закона давно разработан и находится в правительстве.

2. Изменение порядка принятия государственного бюджета, распределение его на два этапа. Первый — определение макропараметров бюджета на плановый и следующие два года; второй — утверждение бюджетных назначений главным распорядителям средств (министерства, ОГА, суды, Аппарат ВРУ, Секретариат КМУ и Нацкомиссии и т.д.) на плановый год и два последующих года. Зачем это нужно? Чтобы четко структурировать работу правительства и согласовать его действия с парламентом. На первом этапе Кабмин будет давать Верховной Раде среднесрочный прогноз развития экономики и бюджета (макропоказатели). Он формируется, исходя из предлагаемой правительством политики: налоговой, социальной, инвестиционной и т.д. В состав показателей входят: расчет доходов по основным статьям, расходов по основным функциям, размера государственного долга, объема капитальных вложений и т.д. Указанные показатели фиксируются законом и не могут изменяться правительством. На этом же этапе принимаются все изменения законодательства, влияющие на показатели бюджета. На втором этапе Кабинет министров будет представлять уже сам бюджет, где будут подробно расписаны главные распорядители, бюджетные программы, статьи расходов и др. Все это, собственно, и фиксируется законом о бюджете на следующий год.

Читайте также:  Что задекларировала нардеп Сюмар

3. Законодательное разграничение полномочий и ответственности между Минфином и функциональными и секторальными министерствами. Это структурная административная реформа. В первую очередь стоит разграничить функции стратегического бюджетного планирования и исполнения бюджета. С этой целью в процессе административной реформы на основе Минэкономразвития и части департаментов Минфина, которые отвечают за составление бюджета, должно быть создано министерство с условным названием Министерство экономического развития и бюджетной стратегии. Объединение этих функций в одном министерстве устранит противоречия, которые сегодня существуют между фискальными целями и целями экономического развития. Новое министерство должно сосредоточиться на капитализации страны и повышении ее конкурентоспособности, используя для этого финансовые инструменты и стимулы. Для этого в законодательство должно быть введено составление бюджета и отчеты о его выполнении не только по кассовому методу, но и по методу начислений (об этом — далее), а также проводиться составление финансового баланса для отражения активов и пассивов страны и динамики их изменения (к сожалению, методология составления такого баланса является устаревшей и требует существенного пересмотра).

Добавить комментарий