Домой / Финансы / Революция в бухучете. Какие изменения ожидают бизнес?

Революция в бухучете. Какие изменения ожидают бизнес?

Революция в бухучете. Какие изменения ожидают бизнес?

Как известно, каждая транзакция в бухгалтерском учете генерирует определенный бумажный след той или иной хозяйственной операции, фактически подтверждая ее проведение. Европейским налоговым органам иногда достаточно и хорошей копии документа, чего не скажешь об украинских проверяющих, для которых чаще важна не столько суть операции, сколько форма – наличие обязательных реквизитов в первичных документах. И, конечно же, документ должен быть в оригинале, иначе его не существует.

К сожалению, и многие бухгалтеры разучились анализировать хозяйственные операции, утопая в количестве бумажной рутинной работы. Профессионализм таких бухгалтеров скатывается к анализу первичных документов на предмет их соответствия форме и к удовлетворению придирчивого глаза проверяющего.

В таком случае поведенческая модель и бухгалтера, и налогового инспектора заключается в том, что ни те, ни другие не интересуются сутью хозяйственной операции, а, значит, не способны предусмотреть последствия проведения транзакции, как в финансовой отчетности, так и в налоговых декларациях. Как следствие, решения принимаются на основе поведения: финансовая отчетность далека от достоверности, а налоговые акты – от реальности.

Кроме того, изменен сам термин "первичный документ". Теперь это документ, который содержит ведомости о хозяйственной операции и не требует подтверждения ее осуществления, как это было ранее. Таким образом, счет-фактура (инвойс) становится первичным документом. А если счет будет выписываться по результатам осуществления транзакции – поставки товаров (работ или услуг), то и вовсе может служить единственным первичным документом, заменяя акты выполненных работ и/или товарно-транспортные накладные. Также документ может быть составлен в электронной форме, при условии соблюдения требований законодательства про электронные документы и электронный документооборот.

Безусловно, бухгалтерам и украинскому бизнесу будет достаточно сложно перестроиться, столько лет счет-фактура служила формальным документом для осуществления предоплаты. Теперь надо начать работать по-новому, а есть ли на это смелость? И насколько быстро перестроятся налоговые инспектора? Ведь теперь у нас не только нет обязанности доказывать связь расходов с хозяйственной деятельностью, а и нет столь строгих правил к порядку оформления первичных документов. Очевидно, что многим бухгалтерам понадобится время на переосмысление этих изменений. Многие будут оформлять документы по старинке, и отслеживать налоговую практику по-прежнему не доверяя контролирующим органам. Надо сделать первый шаг. А дальше дорогу осилит идущий.

Читайте также:  Продуктовая корзина в Украине оказалась самой бедной среди "соседей"

Елена Макеева, советник министра финансов Украины