30.03.2017 156 Views

Ученые создали движущуюся жидкость: она перемещается сама по себе

Они рассчитывают на возможность применения «самоходных» жидкостей в индустрии – так, например, можно заставить нефть перемещаться по трубопроводу без перекачивания

Ученые создали движущуюся жидкость: она перемещается сама по себе

Создан новый вид вещества – движущуюся жидкость, которая перемещается в пространстве не благодаря гравитации, механическим усилиям или вмешательству человека, а самостоятельно.

О своей разработке специалисты Брандейского университета рассказали в статье в журнале Science.

В своем исследовании ученые использовали микротрубочки из мозга коровы и поместили их в водный раствор, куда затем добавили молекулы моторного белка кинезина и нуклеозида аденозинтрифосфата (АТФ). Микротрубочки располагаются параллельно друг другу, а молекулы кинезина оказываются меду ними, как шпалы между рельсами. Используя АТФ как источник питания, кинезин начинает движение вдоль микротрубочки, затем структура распадается, и освободившиеся трубочки объединяются с другими молекулами кинезина.

Пока же трубочки свободны, они образуют в жидкости закручивающиеся структуры. Аналогичные, но намного более сложные процессы протекают в клетках организма. Ученым впервые удалось заставить их все вращаться только в одном направлении – это оказалось возможно при помощи когерентного потока.

Ученые рассчитывают на возможность применения «самоходных» жидкостей в индустрии – так, например, можно заставить нефть перемещаться по трубопроводу без перекачивания.

В Антарктиде обнаружили картину возрастом 118 лет