В силу вступили новые правила взаимодействия коллекторов с должниками

Квалификационные требования

В постановлении правления НБУ № 77 от 09 июля 2021 года утверждены ряд квалификационных требований к сотрудникам коллекторских компаний. Они должны:

  • иметь достаточный уровень знаний для выполнения требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и защите персональных данных;
  • не иметь судимости за уголовные правонарушения, неснятой или непогашенной в установленном законодательством Украины порядке.

Коллекторские компании обязаны проверять потенциальных сотрудников на соответствие этим требованиям, получать от кандидата документы, подтверждающие его квалификационные требования, проверять достоверность представленных данных и проводить собеседования или тестирования.

За нарушение прав потребителей коллекторскими компаниями и их сотрудниками, несоответствие сотрудников требованиям НБУ будут налагаться следующие взыскания:

  • письменное предостережение с требованием исправить ошибку;
  • штраф для коллекторской компании;
  • временный запрет коллекторской компании осуществлять свою деятельность;
  • исключение сведений о коллекторской компании из реестра коллекторских компаний;
  • временная остановка или аннулирование лицензии коллекторской компании.

Нормы поведения

Теперь общение коллекторов и заемщиков будет проходить цивилизованно и без угроз. Нелегальных («анонимных») коллекторов не будет.

Абсолютно все коллекторские компании до 13 августа 2021 года должны быть внесены в реестр коллекторских компаний.

НБУ обеспечивает свободный круглосуточный бесплатный доступ к информации из реестра коллекторских компаний в интернете, с возможностью просмотра, поиска, копирования и распечатки информации из реестра.

Также финансовые учреждения теперь обязаны информировать заемщиков, с какими коллекторскими компаниями они работают.

Алгоритм общения

Каждый разговор коллектора с должником теперь будет фиксироваться. Коллектор обязан представиться, сообщить название компании и размер долга с разбивкой по процентам, «телу» кредита и неустойки. Кроме того, по требованию потребителя обязан предоставить подтверждающие документы в течение семи дней. При несоблюдении любого из этих условий должник имеет полное право не общаться с коллектором.

Материалы с фиксацией должны храниться в течение трех лет.

Коллекторам запрещается:

  • любая коммуникация с должниками с 20:00 до 09:00 (звонки, сообщения, встречи и другие формы коммуникации);
  • шантажировать, угрожать, вредить имуществу или деловой репутации, вводить в заблуждение по поводу процентов и неустойки, звонить заемщику или его родственникам, соседям или коллегам;
  • взаимодействовать с должником более двух раз в сутки;
  • передавать информацию о долге должника и его личных данных третьим лицам, требовать от родственников и знакомых взять на себя долг;
  • скрывать номер телефона или адрес, с которого осуществляется звонок или отправляется сообщение;
  • использовать функцию автоматического дозвона должнику.

Если же коллекторы нарушают этот закон, к ним применяются следующие санкции:

  • штраф (от 51 тыс. до 102 тыс. грн);
  • исключение из реестра коллекторских компаний;
  • уголовная ответственность;
  • потеря права заниматься коллекторским бизнесом.

Каждый клиент банка может получить всю информацию о взаимодействии с коллекторами и принять правильное решение о необходимости получения кредита и рисков в случае проблем с возвратом денег.

Как рефинансирование кредитов от Ocean. credit помогает выбраться из кредитной ямы

Ricardo.com.ua